МОУ "Вилюйская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Николая Саввича Степанова" г. Вилюйска Республики Саха (Якутия)

МОУ "ВСОШ №3 им. Н.С. Степанова

Интегрированные уроки физики с компьютерной поддержкой

Методика применения презентаций и их системообразующая роль

Презентации уроков:

Виртуальная мультимедийная наглядность позволяет перейти от заучивания к пониманию, обеспечивая:
- чувственную опору мысли учащегося;
- создавая активную обучающую, деятельностную среду;
- формируя атмосферу дискуссии, сотворчества, "мозгового штурма";
- прививая навыки восприятия, осмысления информации и деятельности не через слово учителя, а через техническую форму ее предъявления, тем самым приучая детей к жизни и деятельности в мире сложной техники и информационных технологий.
В работе с учебными презентациями следует соблюдать ряд организационных принципов:
1. динамика сюжета и логика предъявления задается учителем;
2. используются перекрестные ссылки (могут и не включаться при лимите времени);
3. компьютерные слайды (КС) не предназначены для сплошного просмотра;
4. КС навязывают свою логику изучения и ритм прохождения материала, имеют внутренние аудиовизуальные средства управления восприятием.
Учебная информация, организованная в форме компьютерной презентации,
должна обладать обязательными психолого-дидактическими качествами:
1. обеспечивать разнообразие и избыточность сообщения в кадре ("открытость кадра" для связи последующего содержания с предыдущим);
2. быть логически структурированной ( в том числе за счет анимации и гиперссылок);
3. соответствовать учебным целям и в то же время отвечать потребностям и интересам самих учащихся;
4. иметь выраженные познавательные установки;
5. носить деятельностный и интеллектуальный характер;
6. создавать достаточное визуальное "поле разнообразия" для рассматривания объекта с целью понимания и объединения одномоментных восприятий в целостный образ.

В целом задача уителя при создании презентаций - найти экранно-звуковые образы изучаемого материала, осуществить сообразно с учебными задачами отбор, структурирование учебного содержания так, чтобы обеспечит на его базе активную познавательную деятельность на уроке.
Возможности применения КС на различных этапах урока:
1. Этап мотивации и постановки учебной проблемы. Учебная проблема должна быть визуализирована ("вижу и думаю"). Поэтому на начало изучения новой темы полезно предъявлять кадры с очень четкой формулировкой учебной проблемы. Рекомендуется повторное использование этих кадров в конце изучения темы для оценки значимости вновь усвоенного.
2. Этап актуализации знаний, необходимых для усвоения нового материала. Кадры и работа с ними разнообразны. Это могут быть:
- диагностический безоценочный контроль, лучше взаимоконтроль;
- разноуровневые качественные, расчетные, графические задания;
- включение через гиперссылку звукового файла с физическим диктантом, блиц-опросом;
Работа с систематизирующими, обобщающими таблицами, логическими схемами, понятийным словарем.
3. Этап объяснения и закрепления нового материала. Учительские слайды наряду с ППС и натурным экспериментом создают единую активную познвательную среду, в которой учитель умело подобранными вопросами и заданиями направляет мыль учащихся к новым теоретическим выводам. В ходе закрепления уточняет, корректирует помание ребятами нового знания. Формирует первоначальные умения. Объяснение организуется проблемно, в ходе эвристической беседы.
Полезна интеллектуальная поддержка через слайд демонстрационного или фронтального эксперимента. На основе слайда можно провести диагностический (коррекционный) контроль.
4. Этап обобщения и систематизации материала. Контроль усвоения. Еще более разнообразны по содержанию и структуре созданные учителем слайды для самостоятельной работы на уроке, систематизации и обобщения материала по изученной теме. Главная задача учителя - через их содержание организовать понимающее обучение.

В создании слайда огут принимать активное участие не одно поколение учащихся. Получается дополнительный обучающий эффект, возрастает интерес к предмету. Фонд компьютерных пособий пополняется вариативными материалами, легко сочетающимися с любыми ППС.

Использованная литература: Дистанционные курсы Т. Ильясовой "Компьютерная поддержка уроков физики". Приложение газеты "Первое сентября" "Физика" № 17-24 2008 г.

 

Сайт управляется системой uCoz